Настройки шрифта:
Выберите шрифт Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой
Выберите шрифт Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой
Белоярский район
Ханты-Мансийский автономный округ-ЮграОфициальный сайт
органов местного самоуправления
Руководство для родителей по профилактике употребления наркотиков детьми и подростками
«Зависимость — особое внутреннее состояние человека. Оно всегда характеризуется утратой личностью, в той или иной степени, свободы воли — ключевого ее качества (дара Божия),выделяющего человека из прочей одушевленной твари».Приводимые ниже данные представляет собой лишь осторожную попытку построить некую усредненную картину отношения детей, подростков и молодежи к наркотикам в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.
Внимание! К сожалению, первая, из приводимых здесь возрастных границ, имеет тенденцию к постоянному снижению.
8-11 лет. Детей этого возраста интересует все, что связано с наркотиками - их действием, способами употребления. Наркотик - это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное вызывает особое любопытство. Дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены по словам друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотикикак норму пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителя (передаточное звено).
11-14 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков. Широко распространено заблуждение, связанное с существованием легких наркотиков. О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику, если и не позитивное, то с присутствием определенного "ореола привлекательности". Опасность употребления наркотиков недооценивается.
Говорят о проблеме только между собой. Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у младших подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.), и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем с чего начинается
пристрастие к психоактивным веществам.
14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Возраст часто называют - возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, на молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо - опосредованный через близких знакомых и друзей.
КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ,ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ?
Прежде всего, мы хотим Вас предупредить, что все Ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере Вашего ребенка, Вы можете высказать в слух свои подозрения подростку. У девочек и мальчиков, пробовавших или употребляющих наркотики, могут отмечаться следующие изменения в поведении: Ваш сын (дочь) начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения. Он (она) начал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и
т. д. Причем, врет он как — то лениво. Версия обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым вас раньше было не разлить водой?», Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных
переговоров могут попадаться слэнговые словечки. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам
более холодным, недоверчивым «чужим». Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону — до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно. У вашего сына (дочери) пропадает интерес к обычным развлечениям, привычному для них времяпровождению, спорту, любимым занятиям. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам. Снижается успеваемость, увеличивается количество прогулов, отмечается плохое поведение Ваш ребенок периодически очень много ест или совсем теряет аппетит, много спит или перестает спать. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наркоманов. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату. Ваш сын (дочь) стремится все закрыть на ключ: комнату, ящики письменного стола, шкатулки.
Физические признаки, указывающие на то, что подросток
пристрастился к наркотикам:
суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения;
медленная и невнятная речь;
нарушение координации движений;
очень бледная кожа;
плохая память, уход в себя, плохое настроение, депрессивное
состояние
усталость, переутомление, нервозность, агрессивность и
строптивость, небрежность, невнимательность
Существуют определенные предметы, которые обычно используют
наркоманы. Если вы обнаружили их в своем доме, следует насторожиться. К
ним относятся:
бумажки для самостоятельного скручивания сигарет или пачки
сигарет, папиросы, трубки и пинцеты, фильтры и проволочки для
чистки трубки – все это применяется при употреблении
марихуаны;
зеркальце или стеклышко, маленькие бутылочки из-под лекарств,
которые используются при употреблении кокаина;
носки и тряпочки, пахнущие толуолом; жестяные банки и пустые
тюбики из-под клея, бензина, нитрокраски, пустые баллончики из-
под лака для волос; бумажные или пластиковые пакеты,
пропитанные химическими запахами, которые остаются после
употребления химикатов-ингалянтов;
шприцы, закопченные ложки, старые пластиковые карточки,
кусочки ваты, необходимые для внутривенного употребления
героина или анаболических стероидов (лекарственные вещества,
стимулирующие синтез белка и вводимые в организм для
увеличения массы мышц и общей массы тела);
Родители, как правило, не связывают подобные изменения в поведении детей с употреблением ими наркотиков. И узнают об этом последними. По данным социологических исследований, только 5% родителей считают, что их дети употребляют запрещенные наркотические вещества, хотя признались в этом 17% учащихся. Еще раз хотим обратить Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.
КАК ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О НАРКОТИКАХ?
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как бы ни было трудно, очень важно, чтобы Вы беседовали с детьми о наркотиках, последствиях их употребления. Вы знаете своих детей лучше, чем кто-либо, особая родительская интуиция (ею обладают очень многие) позволяет почувствовать самые незначительные изменения, происходящие с Вашими сыновьями и дочерями. При малейшем подозрении, что ребенок употребляет наркотики, необходимо сразу же поговорить с ним. Конечно, в определенном возрасте, например, переходном, поведение детей меняется. Тому есть множество причин.
Но Вы обязаны знать следующее:
не было ли у ребенка эпизода приема наркотиков;
продолжает ли он их употреблять;
не прибегает ли он к наркотикам регулярно;
не является ли пристрастие к наркотику причиной возникших
изменений поведения и состояния ребенка, напряженности в доме,
враждебности в отношениях со взрослыми.
Даже если симптомы, схожие с признаками наркозависимости вызваны другими причинами, Вы должны в случае необходимости прийти к ребенку на помощь. Правила общения
Понимания в общении между детьми и родителями не всегда просто достичь. У детей и взрослых разные способы и стили общения, различные реакции, манера слушать и задавать вопросы и т.д. На успех разговора могут влиять время, место, обстановка. Постарайтесь найти время, чтобы в спокойной обстановке не спеша обсудить важные вопросы, проблемы.
Внимательно слушайте. Не перебивайте. Дайте возможность ребенку высказаться. Говорите только после высказываний ребенка, если он ждет ответной реакции или ответа.
Наблюдайте за выражением лица ребенка и его жестами («языком тела»). Будьте отзывчивы. Во время разговора показывайте, что вы внимательно слушаете: кивайте головой, смотрите в глаза, ободряюще обнимите. Ответ начинайте фразами от 1-го лица: «Я очень заинтересован...», «Я
понимаю, что иногда трудно...», «Меня беспокоит...». Если ребенок говорит то, что вам неприятно, что вы не хотите слышать, не перебивайте его, выслушайте до конца.
Не старайтесь сразу давать ребенку советы. Внимательно выслушайте его, постарайтесь понять его чувства. Убедитесь, что вы правильно поняли вашего ребенка, попросите его подтвердить, так ли это. Читая эти знаки, вы лучше поймете, что чувствует ваш ребенок.
Для родителей подростков 7 – 11 лет
Помните, что Вы очень много значите для Вашего ребенка. Он замечает все, что Вы делаете, как говорите и поступаете. Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль. Разъясняйте ребенку с первых лет жизни, какая судьба его ждет, если он совершит преступление, станет наркоманом. Помогите Вашим детям разобраться в информации о наркотиках и наркомании. Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступной информацией и постарайтесь довести ее до сознания ребенка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет, журналов, книг. Всегда старайтесь выслушать ребенка, стимулируйте его стремление задавать вопросы. Отвечайте на вопросы заинтересованно, размышляйте вслух, не опасаясь признать своих сомнений и даже непонимания тех или иных моментов. Учите детей вести диалог, ибо именно он поможет Вам поддержать с ними контакт в течение всего периода взросления. Сделайте Ваш дом открытым и радушным для друзей Ваших детей. Участвуйте, когда это возможно в обсуждении интересующих их вопросов. Поддерживайте, а по возможности и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т.п.). Это укрепит Ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения. Обсуждайте с детьми различные случаи и происшествия, касающиеся наркотиков. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения. Учите детей оценивать каждый свой поступок критически. Это поможет им преодолеть беспечность, которая может толкнуть их на поиски легких решений, в том числе с помощью наркотиков. Показывайте свое уважение к мнению детей, их видению мира. Если Вы не согласны с ними, пытайтесь объяснить свое понимание проблемы ненавязчиво, но аргументировано и твердо. Похвалите, покажите свое удовлетворение и гордость за их правильные и хорошие поступки. Не увлекайтесь критикой понапрасну. Старайтесь формировать у детей такие черты характера, которые помогли бы им не совершать необдуманных поступков, избегать ситуаций, способных привести к действиям, нарушающим общественный порядок и выражающим явное неуважение к обществу. Прежде всего, речь идет о честности, доброжелательности, дисциплинированности и трудолюбии, а также неприятии зла и умении быть твердым и самостоятельным в отстаивании своих жизненных позиций. В этом возрасте важно обучать ребенка навыкам отказа - развивать умение говорить «нет»:
Скажи «нет» — твердо сказать «нет» и показать, что это
окончательное и неизменное решение. Не соглашаться, не обсуждать.
Задавай вопросы — если предлагают незнакомые вещества, то
спроси: «Что это?», «Где ты взял?». Если приглашают в незнакомое
место — «Кто еще придет?», «Где это будет?», «Кто будет из знакомых,
родителей?» и т. д.
Объясни причину — объясни отказ причинами: «Я сегодня
вечером занят», «Тренер сказал, что наркотики повредят игре», и т. д.
Предложи что-то другое — если наркотик предлагает друг, то
сказать «нет» бывает труднее. Предложи сделать что-то другое:
посмотреть фильм, послушать музыку, сыграть в футбол и т. д. Ты
показываешь, что отвергаешь не друга, а наркотик.
Уходи — когда все указанные способы опробованы и не
принесли результата, то немедленно уходи или убегай. Иди домой, к
друзьям, в школу, в клуб и т. д. Обязательно обсуди произошедшее со
взрослыми.
Для родителей подростков 11 – 14 лет
В разговоре с подростком этого возраста учитывайте причины,
подталкивающими его к возможному первому и последующему
употреблению наркотических веществ:
желание стать взрослым, приобщившись к атрибутам взрослости;
частый показ в кинофильмах процесса употребления наркотических веществ,
наряду с подчеркиванием идеи о положительности образа героя;
заблуждения ребенка в отношении воздействия наркотиков и их
последствий;
социальное давление (уговоры, принуждение, насмешки со стороны
сверстников);
желание присоединиться к группе сверстников, самоутвердиться в
компании, приняв ее нормы и атрибуты;
неуверенность в общении, низкая популярность среди сверстников;
эмоционально-психические состояния: желание рисковать, протест
против родительской опеки, желание обратить на себя внимание постоянно
занятых родителей, разочарование в любви, в близком человеке, состояние
горя и отчаянья после потери близкого человека (смерть, уход или др.);
желание уйти в другую реальность, отключиться от действительности с
ее сложностями, требованиями и ограничениями;
ореол секретности и тайны, создающийся в некоторых компаниях
подростков, что превращает прием наркотиков в захватывающую игру;
непонимание детьми реальных масштабов угрозы для здоровья приема
наркотических веществ.
Попробуйте обсудить с подростками наиболее распространенные
мифы и заблуждения о наркотиках, например такие:
«..если начнешь употреблять наркотики, можешь в любой момент
бросить»;
«.. к наркотикам не привыкают, это атрибут хорошего настроения,
материальной состоятельности» и прочее.
Помните!!! Важно, чтобы ребенок поверил Вам, а не знакомым и приятелям. Беседуйте в спокойной манере, покажите, что вы верите ему и доверяете. При беседе проявляйте уважение, внимательно прислушивайтесь к точке зрения ребенка. Если что-то в высказываниях подростка вас раздражает, не отвечайте сразу, лучше сделайте перерыв, чтобы успокоиться. Старайтесь избегать угроз, морализаторства. Помогите ребенку научиться говорить "Нет", уверенно вести себя. Обсудите причины, по которым другие люди предлагают наркотики. Научите ребенка при отказе от наркотиков находить поддержку среди своих сверстников. Обсудите с ним, кто такой настоящий друг. Помните, что при такой сложной ситуации, как зависимость от наркотиков, очень важно, чтобы ребенок чувствовал рядом с собой жизнь во всех ее проявлениях и многообразии, чувствовал, что родители довольны
тем, что они живут, не употребляя при этом наркотиков. Важно, чтобы удовольствие от самого себя, от окружающего мира превысило "волю наркотика", который стал хозяйничать в жизни вашего ребенка.
Подчеркните, что воля любого человека все равно больше, чем воля вещества, и вы верите, что ваш ребенок победит это зло.
Для родителей подростков 15 – 17 лет
Чтобы ребенок не стал наркозависимым, родителям рекомендуется в первую очередь предпринять меры предупредительного характера. Они могут выражаться в следующем. Обратить внимание на то, как подросток проводит свободное время, с кем общается. Особенно важно знать, с какой группой ребят он дружит в
школе и по месту жительства. Знайте друзей своего ребенка и их родителей. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, приглашайте их чаще домой. Кооперируйтесь с родителями друзей для организации совместного интересного досуга. Контролируйте местонахождение своего ребенка (вы должны знать, с кем общается, как и где проводит время). Продолжайте обучать говорить «нет» в различных проблемных ситуациях, например, когда он может оказаться в гостях, где нет взрослых, а ребята предложат наркотики. Проговорите ситуации, в которых ребенку могут предложить наркотики. Учите принимать самостоятельные решения, уверенно использовать навыки отказа. Для подростка важно, как его воспринимают другие. Он будет увереннее в себе, если будет хорошо физически развит, аккуратно одет (научите следить за кожей, внешним видом и т. д.). Обсуждайте с ним значимые для его возраста темы (внешность, сексуальность, влюбленность и т. д.). Особенно внимательно контролировать любые случаи появления у ребенка денег или вещей, происхождение которых Вам не известно. Формировать у детей уважение к закону и правосознание, основанное на нравственности и здравом смысле. При этом целесообразно использовать положительные примеры из своей жизни, из жизни Ваших родственников и друзей, а также авторитетных в молодежной среде людей (популярных спортсменов, музыкантов, певцов, кинозвезд). Несовершеннолетние лучше поймут необходимость соблюдения требования закона, если они будут преподнесены в виде различных
житейских историй, а не в виде сухого пересказа правовых норм. Всегда следует помнить о необходимости быть образцовым примером для своих детей, а также то, что формирование их личности во многом определяется жизненными установками родителей. Разъяснять истинные цели преступников, людей, вовлекающих несовершеннолетних в противоправные действия и употребление наркотиков.
Не забывайте, что юноши и девушки могут прибегнуть к наркотику в крайне эмоциональном состоянии, например, в состоянии расстройства или депрессии. В случаях, когда они находятся в таком состоянии, особенно важно быть внимательными к ним, сочувственно отнестись к их трудностям и попытаться отвлечь от неприятных размышлений.
ЗДЕСЬ ВАМ ПОМОГУТ ИЛИ КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ
Если в Вашей семье появились подобные проблемы, то не оттягивайте обращение за помощью, ведите себя благоразумно, не реагируйте истерически. Не поддавайтесь панике, не конфликтуйте с собственным ребенком, не отталкивайте его.