Настройки шрифта:
Выберите шрифт Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой
Выберите шрифт Tahoma Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) : Стандартный Средний Большой
Белоярский район
Ханты-Мансийский автономный округ-ЮграОфициальный сайт
органов местного самоуправления
05.08.2022
Информация для хозяйствующих субъектов по вопросам о вступающих в силу с 01.09.2022 ограничениях розничной продажи алкогольной продукции
(установлены Законом автономного округа № 115-оз от 26.11.2020)
Какие ограничения?
С 1 сентября этого года вступает в силу запрет на розничную продажу алкогольной продукции в многоквартирных домах, за исключением расположенных в многоквартирных домах магазинов с входами со стороны улиц (красных линий улично-дорожной сети).
Также нельзя будет продавать алкоголь в отдельно стоящих зданиях во дворах многоквартирных домов, если вход в магазин расположен со стороны подъездов и при этом земельные участки магазина и многоквартирного дома граничат между собой.
На все магазины также распространяется запрет на продажу алкогольной продукции рядом с детскими игровыми (спортивными) площадками (30 метров в пределах прямой видимости).
Где информация?
С момента принятия закона (26 ноября 2020 года) Депэкономики Югры неоднократно осуществлялось информирование хозяйствующих субъектов о действии установленных Законом № 115-оз ограничений, в том числе через СМИ, в официальном сообществе «Югра» социальной сети «ВКонтакте», а также адресно: по почте, по электронной почте, через личные кабинеты участников алкогольного рынка.
При этом предпринимателям предлагалось проанализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям Закона № 46-оз и по всем интересующим вопросам обращаться в Депэкономимки Югры.
На сайте Депэкономики Югры создан специальный подраздел, где размещены все необходимые, в том числе иллюстрационные материалы (инфографика) к Закону № 115-оз, (https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/litsenzirovanie-deklarirovanie-litsenzionnyy-kontrol-administrativnoe-proizvodstvo/obyavleniya/4942971/v-yugre-vvedeny-dopolnitelnye-ogranicheniya-roznichnoy-prodazhi-alkogolnoy-produktsii/), а также и свод разъяснений по проблемным ситуациям, возникающим при определении соответствия торгового объекта установленным Законом № 115-оз требованиям. Правоприменительная практика (разъяснения) по возникающим новым ситуациям, незамедлительно публикуется на сайте Департамента.
С участием хозяйствующих субъектов, проведено публичное обсуждение правоприменительной практики, в ходе которого рассмотрены вопросы, возникающие при определении соответствия торгового объекта установленным Законом № 115-оз требованиям, (https://depeconom.admhmao.ru/regionalnyy-gosudarstvennyy-kontrol-nadzor/pravoprimenitelnaya-praktika/).
С учетом необходимости сохранения в муниципальных образованиях рабочих мест, Депэкономики Югры направлены рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа о рассмотрении возможности оказания предпринимателям информационной, консультационной и методической помощи по вопросам перепрофилирования деятельности или передислокации торгового объекта.
Приняты меры по наполнению органами местного самоуправления публичного Портала ГИСОГД Югры (https://gisogd.admhmao.ru/agate_belmr/map) данными по планировке территории (в том числе о красных линиях), в целях самостоятельного определения заинтересованными лицами соответствия торгового объекта, установленным Законом № 115-оз требованиям. Главам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предложено рассмотреть целесообразности принятия решений о внесении изменений в документацию по планировке (благоустройству) территории на предмет возможности включения дополнительных элементов улично-дорожной сети, границы которых могут быть обозначены красными линиями.
Как получить консультацию?
Хозяйствующим субъектам в связи со вступлением в силу ограничений о продаже алкоголя оказана и оказывается всеобъемлющая информационно-консультационная поддержка, с привлечением при необходимости органов местного самоуправления для решения сложных вопросов. В том числе проводятся выездные консультации в отношении торговых объектов, соответствие требованиям (установленным Законом № 115-оз), которых невозможно определить без выезда на объект.
Для консультирования о соответствии объекта требованиям необходимо обращаться в отдел лицензирования, контакты размещены на сайте Депэкономики Югры (https://depeconom.admhmao.ru/kontakty/), желательно по электронной почте с приложением схемы (карты) с обозначением входа в магазин, фотографий и пояснений.
Весь комплекс принятых мер в том числе направлен на решение задачи по минимизации издержек субъектов предпринимательства, в том числе финансовых (проведение замеров, юридические консультации, как следствие – исключение необоснованных расходов на переоборудование входов в торговые помещения), а также затрат времени (исключение необходимости взаимодействия с органами государственной власти, поиска сведений в информационных ресурсах, взаимодействия с органами местного самоуправления).
Указанные меры снижают также издержки арендодателей, как существующих торговых объектов, так и объектов, планируемых к открытию.
Что дальше с бизнесом?
Закрытие магазина не является единственным способом решения ситуации. Не все продовольственные магазины торгуют алкоголем (в том числе фермерские, фрукты-овощи, свежая выпечка и т.д.), поэтому отсутствие возможности в конкретной торговой точке продавать алкоголь не равнозначно закрытию бизнеса. Бизнес может быть переориентирован как в рамках продуктов питания, так и быть нацелен на реализацию других товаров, открытие пункта доставки маркетплейсов, либо на оказание услуг населению (бытовые, образовательные и т. д.).
Вступление в силу закона было отсрочено почти на 2 года именно для того, чтобы у хозяйствующих субъектов была возможность решить все вопросы, связанные с вступающими в силу ограничениями, в том числе с переездом торговой точки, переоборудованием входа (при наличии возможности), переформатирования бизнеса и т.д.
Таким образом, в случае если на торговый объект распространяются ограничения розничной продажи алкогольной продукции, то в нем с 01.09.2022 не может быть продолжена розничная продажа алкогольной продукции, но это не означает невозможности осуществления других видов деятельности в тех же объектах.
Какие предусмотрены меры поддержки?
Для арендодателей доступны все существующие инструменты поддержки. Что касается поддержи предпринимателей, реализующих подакцизные товары (табак, алкоголь), необходимо отметить, что им также доступны меры поддержки, за исключением финансовой поддержки (ограничение установлено частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Информация о мерах государственной поддержки, которыми могут воспользоваться предприниматели при принятии решения о продолжении деятельности в существующих объектах при условии прекращения продажи алкогольной продукции (поддержка распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговлю не подакцизными товарами) размещена на следующих информационных ресурсах:
• портал малого и среднего предпринимательства (www.бизнесюгры.рф);
• цифровая платформа МСП (https://мсп.рф/);
• официальные сайты институтов развития предпринимательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
- Фонд «Югорская региональная гарантийная организация» (www.sbugra.ru);
- Фонд «Югорская региональная микрокредитная компания» (www.fundmicro86.ru);
- Фонд поддержки предпринимательства Югры «Мой бизнес» (www.export-ugra.ru);
- Фонд развития Югры (www.fondugra.ru);
- АУ «Технопарк высоких технологий» (www.tp86.ru).
В рамках реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы автономного округа «Развитие экономического потенциала», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 31.10.2021 № 483-п, субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП), предоставляется:
1. Финансовая поддержка в форме:
компенсации банковской процентной ставки и части затрат по уплате лизинговых платежей и первоначальному взносу по договорам финансовой аренды (лизинга) Фондом поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес»;
микрозаймов Фонда «Югорская региональная микрокредитная компания»;
поручительства Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса «Югорская региональная гарантийная организация в целях обеспечения банковского кредита.
Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по муниципальным программам (подпрограммам) развития малого и среднего предпринимательства при софинансировании расходов из средств бюджета автономного округа по государственной программе «Развитие экономического потенциала» реализуют мероприятия по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) Возмещение части затрат на аренду нежилых помещений;
2) Возмещение части затрат на коммунальные услуги нежилых помещений;
3) Возмещение части затрат по приобретению оборудования (основных средств) и лицензионных программных продуктов;
4) Возмещение части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности.
2. Информационно-консультационная поддержка, в том числе по вопросам правового обеспечения, развития бизнеса, а также содействие:
в популяризации продукции субъекта малого и среднего предпринимательства: Создание и разработка сайта, продвижение групп в социальных сетях, таргетированная реклама. Размещение информации об СМСП в сервисах: Яндекс Карты, Google Карты и другие популярные каталоги;
в размещении субъекта малого и среднего предпринимательства на электронных торговых площадках «Авито», «Wildberries», «Udemy.com».
3. Образовательная поддержка, предусматривающая организацию и проведение безвозмездных образовательных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на повышение квалификации, в том числе сотрудников субъекта МСП, в форме семинаров, вебинаров, мастер-классов, курсов.
4. Комплексные услуги.
5. Поддержка экспорта – содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в выводе продукции на внешние рынки и заключении экспортных контрактов.
6. Программа «Выращивание» – комплекс мероприятий, направленных на оказание информационной, консультационной, маркетинговой, финансовой (включая кредитную, гарантийную), имущественной и иной поддержки субъектам МСП производственного сектора, повышения уровня их технологической готовности, конкурентоспособности и адаптации к условиям открытого рынка, в том числе с целью стимулирования развития субъектов МСП в качестве поставщиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Кроме того, в автономном округе установлены налоговые преференции:
пониженная (5%) ставка налога при применении упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предприятий, с объектом налогообложения «доходы» по видам экономической деятельности, определенным статьей 2 п. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.12.2008 № 166-оз;
пониженная (5%) ставка налога при применении упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предприятий, с объектом налогообложения «доходы – расходы»;
пониженная (1%) ставка налога для субъектов малого и среднего предпринимательства - социальных предприятий при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы»;
пониженная (1%) ставка налога при применении упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предприятий, осуществляющих деятельность в отраслях, оказавшихся под наиболее серьезным влиянием негативных факторов, с объектом налогообложения «доходы» по видам экономической деятельности, определенным статьей 2 п. 2.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.12.2008 № 166-оз;
пониженная (0%) ставка налога при применении упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предприятий, впервые зарегистрированных по видам экономической деятельности, определенным статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.02.2015 № 14-оз;
пониженная (0%) ставка налога при применении патентной системы налогообложения для индивидуальных предприятий, впервые зарегистрированных по видам экономической деятельности, определенным статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.02.2015 № 14-оз;
пониженная (1,3%) ставка налога в отношении объектов недвижимого имущества организаций, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
вычет из налогооблагаемой базы (на кадастровую стоимость 300 или 100 кв.м.) – в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
уменьшение исчисленной суммы налога на имущество организаций (субъектов малого и среднего предпринимательства) на 50%, которые признаны социальными предприятиями;
предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, патенты рассчитываются без учета коэффициента – дефлятора;
расширен периметр применения патентной системы налогообложения, за счет увеличения предельного размера площадей с 50 до 150 кв. метров и перечня видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие патентной системы налогообложения.
В целях снижения налоговой нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства в автономном округе в текущем году введены дополнительные налоговые преференции:
установление пониженной ставки в размере 4 % по упрощенной системе налогообложения для всех налогоплательщиков с объектом налогообложения «доходы» на 2022 год;
установление пониженной ставки в размере 1 % по упрощенной системе налогообложения для отдельных IT-компаний, а именно организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся правообладателями программ для электронных вычислительных машин, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и (или) получившим документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий);
продление льготы на 2022 год по освобождению от уплаты налога на имущество собственников объектов недвижимого имущества, предоставленное в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства для осуществления деятельности социально-значимых сферах, при условии снижения арендной платы не менее чем на 50 %;
установление пониженной ставки налога на прибыль (до 3 %) для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности.
Вместе с тем, для субъектов МСП и отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, по договорам аренды государственного имущества и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена предоставляется имущественная поддержка, путем снижения арендной платы на 50%.