Государственная защита прав потребителей финансовых услуг обеспечивается совокупностью государственных органов власти (Роспотребнадзор, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров), МВД России, в компетенции которых находятся вопросы в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
РОСПОТРЕБНАДЗОР
Роспотребнадзор - государственный орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (в том числе, в сфере финансового рынка).
К полномочиям Роспотребнадзора, в том числе, относятся:
• организация и проведение проверок соблюдения продавцами финансовых услуг требований, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора (обязательные требования);
• организация и проведение проверок соответствия финансовых услуг обязательным требованиям, обеспечивающим предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;
• применение мер пресечения нарушений обязательных требований, выдача предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
• наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении продавцами финансовых услуг своей деятельности;
• статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей финансовых услуг, учет и анализ случаев причинения вреда имуществу потребителей, связанного с использованием финансовых услуг с недостатками, либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о финансовых услугах.
Контактная информация Роспотребнадзора: Горячая линия 8-800-100-0004 Интернет-сайт http://rospotrebnadzor.ru/feedback/new.php (есть возможность направления обращения в электронном виде); Общественная приемная г. Москва, Вадковский пер., д.18, стр.5,7
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК РОССИИ)
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является контрольно-надзорным органом в сфере финансового рынка. Банк России осуществляет:
• постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России;
• регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов;
• регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг.
СЛУЖБА БАНКА РОССИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ И МИНОРИТАРНЫХ АКЦИОНЕРОВ БАНКА
Основными функциями Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (далее – Службы) являются:
• рассмотрение жалоб и обращений потребителей финансовых услуг и инвесторов;
• применение мер принуждения к организациям, оказывающим финансовые услуги, за исключением кредитных организаций, (далее – организации, оказывающие финансовые услуги) в случае нарушения ими прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, к эмитентам эмиссионных ценных бумаг, а также к другим организациям в случае нарушения ими прав инвесторов;
• разработка и осуществление программ повышения финансовой грамотности и информированности населения об институтах и инструментах финансового рынка Российской Федерации.
При работе с обращениями (жалобами) потребителей финансовых услуг и инвесторов Служба рассматривает обращения (жалобы) потребителей финансовых услуг и инвесторов, осуществляет подготовку ответов на них в установленном законодательством Российской Федерации порядке, взаимодействует с организациями, оказывающими финансовые услуги, кредитными организациями, их ассоциациями, союзами и их саморегулируемыми организациями в части защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов по вопросам, относящимся к компетенции Службы.
Контактная информация Банка России: Тел.: 8 800 250-40-72 (для бесплатных звонков из регионов России), 8(495)771-91-00 (круглосуточно, по рабочим дням). Факс: 8 (495) 621-64-65, 8 (495) 621-62-88, проверка прохождения факса 8 (495) 771-48-30; Интернет-сайт http://www.cbr.ru (есть возможность направления обращения в электронном виде); Письменные обращения в Банк России направляются на почтовый адрес: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России; Пункт приема корреспонденции Банка России по адресу: г. Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1, телефон (495) 621-09-61.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА (ФАС РОССИИ)
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
• предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
• защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
• привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
• взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.
Это могут быть несанкционированные смс-рассылки, реклама банковских услуг, которая содержит неполную информацию (например, ставку по кредиту крупным планом, а все детали — мелким нечитаемым шрифтом), неэтичной рекламы или рекламы, которая вводит в заблуждение потребителей. ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции. Это может быть, например, сговор между участниками финансового рынка, в результате которого Вам приходится приобретать дополнительные услуги на невыгодных условиях. Или банк является монополистом и включает в свои стандартные договоры невыгодные или ущемляющие интересы потребителей условия.
Контактная информация ФАС России: Тел. (499) 755-23-23. Факс: (499) 755-23-24 или (499) 755-23-23 (тон. № 3) Центральный аппарат ФАС России: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3 (для корреспонденции); Управление по борьбе с картелями, Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции: 119017, г. Москва, пер. Пыжевский, д. 6; ГОЗ, Управление контроля промышленности, Управление контроля иностранных инвестиций: 101000, г. Москва, Уланский пер., д. 16, корп. 1. E-mail: delo@fas.gov.ru
Порядок обращения граждан в органы внутренних дел (ОВД) при совершении преступлений Заявления о преступлениях должны принимать в любом органе внутренних дел круглосуточно, вне зависимости от места и времени происшествия, полноты содержащихся сведений и формы представления. В заявлении укажите дату, время и место произошедшего, четко и лаконично сформулировав суть происшествия, факты. Обязательно укажите, какой ущерб причинен преступлением: обстоятельства совершения происшествия, оцените размер ущерба. Убедиться в том, что заявление зарегистрировано правильно, помогут талон-уведомление и запись в специальном журнале. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер. В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание сообщения о происшествии, регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП), наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного. Руководство ОВД обязано в течение семи дней принять решение о дальнейшей судьбе каждого заявления. Автор обращения должен получить уведомление об этом не позднее, чем через 10 дней с момента подачи заявления. Если заявление подано, а ответа все нет, можно обратиться к вышестоящему руководителю органа внутренних дел. Лучше всего прийти на личный прием. Если и после личного обращения к руководителю ОВД ответ не получен, стоит обратиться в надзорный орган— прокуратуру. Любой ответ из официальных органов можно обжаловать в суде, в том числе отказы в возбуждении уголовного дела.
Перечень интернет ресурсов:
1. Официальный сайт Центральный банк РФ http://www.cbr.ru/
2. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзор https://www.rospotrebnadzor.ru/
3. Официальный сайт финансового уполномоченного https://finombudsman.ru/
4. Единый портал финансовой грамотности http://fingramota.by/