Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Официальный сайт

органов местного самоуправления

Защита прав потребителей

  • Информация для потребителей
  • Обратиться с жалобой

СДАЧА В МАГАЗИНЕ: КТО ДОЛЖЕН ИМЕТЬ РАЗМЕН ПО ЗАКОНУ

Отказать в продаже товара из-за отсутствия сдачи продавец не имеет права. И посылать покупателя самого искать размен тоже. На какие положения закона ссылаться, если вам говорят, что размена нет, рассказываем в этой статье.

СОДЕРЖАНИЕ
Кто должен разменивать деньги: продавец или покупатель?
Кому жаловаться, если нет сдачи
Безналичная оплата становится все более распространенной, но купюры и монеты сдавать свои позиции пока не собираются, и многие предпочитают именно их для расчетов в магазинах, кафе, ресторанах. И наверняка все сталкивались с ситуацией: у продавца нет сдачи, разменять купюру он не может и отправляет покупателя самостоятельно решать эту проблему. А что говорит закон, если у продавца нет сдачи и искать ее он не собирается?

КТО ДОЛЖЕН РАЗМЕНИВАТЬ ДЕНЬГИ: ПРОДАВЕЦ ИЛИ ПОКУПАТЕЛЬ?
Заботиться о наличии сдачи должен продавец. Полезно будет знать, по какой статье магазины обязаны выдавать сдачу. Покупка в любом магазине – это форма публичного договора. Отказаться от сделки по причине отсутствия денег на сдачу продавец не может, так как тем самым он нарушает закон. В п. 3 ст. 426 ГК РФ указывается: «Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается».

Правила торговли: обязан ли продавец иметь сдачу
Более того, обязанность индивидуального предпринимателя или администрации магазина обеспечить кассира или продавца некоторым количеством разменных денег установлена п. 3.8.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином РФ 30.08.1993 № 104 (однако сейчас данные правила не подлежат обязательному применению).

Важно! Обращаем ваше внимание на то, что наличие купюр для сдачи, как правило, обеспечивает именно руководство, а не сам кассир или продавец. Поэтому предъявлять претензии непосредственно лицу, стоящему за прилавком, которое, как и вы, становится заложником обстоятельств, не стоит – необходимо жаловаться напрямую начальству. Обязал ли продавец иметь сдачу? Теоретически да, но за это отвечает администрация и владелец.

Нередко «на сдачу» предлагают приобрести какие-то дополнительные товары, чтобы сумма сдачи была меньше или вообще отсутствовала. Это также нарушает закон, продавец не имеет права принуждать клиентов покупать что бы то ни было.


Требовать от покупателя самому искать сдачу или отказывать в покупке продавец не имеет права. Обеспечить наличие купюр на сдачу – обязанность продавца.

Соответственно, и отказ от обслуживания, и попытки навязать какие-то дополнительные товары, равно как и отправка клиента разменивать самостоятельно, незаконны. Как же быть в такой ситуации?

КОМУ ЖАЛОВАТЬСЯ, ЕСЛИ НЕТ СДАЧИ
Предупредим сразу: не все способы обеспечивают быстрый результат. Большая их часть – скорее метод добиться справедливости и показать продавцу, что он не может самоуправничать, мгновенно они проблему не решат. Итак, что делать, если нет сдачи у продавца?

Первым делом вам стоит попросить вызвать администратора и изложить ему проблему. Возможно, он сможет разрешить ситуацию сразу, принеся разменные купюры для кассира.
Если администрация не идет навстречу, уточните, есть ли в магазине Книга отзывов и предложений (с этого года во многих случаях она стала необязательной). В случае ее наличия оставьте жалобу, укажите при этом свои реквизиты (адрес, электронную почту), тогда вам должны будут ответить письменно.
Одновременно с этим можно подготовить жалобу в адрес администрации. Напишите ее в двух экземплярах, один останется у вас, на нем должны проставить дату, подпись ответственного лица, печать (при ее наличии). Отреагировать на жалобу продавец должен, как правило, в течение 10 дней.
Если не удалось договориться с администрацией, вы можете обратиться в Роспотребнадзор с жалобой и требованием провести проверку. Приложите к обращению все доказательства, которые у вас есть, в том числе можно использовать фотографии, показания свидетелей.
Если все предыдущие меры не помогли, а вы настроены идти до победного, можно обратиться в суд. Для суда также потребуются доказательства вашей правоты, необходимо приложить к пакету документов также жалобы и обращения, которые проигнорировали или не удовлетворили.
Обратите внимание на то, что закон не указывает, за какое именно время продавец должен обеспечить сдачу при ее отсутствии. Если покупка вам нужна здесь и сейчас, иногда есть смысл не вступать в долгие дискуссии и тяжбы, а пойти в соседний магазин. Другой вопрос, что зачастую продавец ведет себя достаточно агрессивно, резко отказывается обслуживать покупателя с купюрой большого достоинства, грубо отсылает искать сдачу самостоятельно или настойчиво навязывает ненужные товары. В этом случае есть смысл отстоять свои права, особенно если вы знаете, что это типичная ситуация и планируете дальше посещать этот магазин, и поэтому были бы заинтересованы в том, чтобы подобные ситуации решались цивилизованно.

Возврат к списку

Защита прав потребителей — это комплекс мер, реализуемых администрацией Белоярского района, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.


CПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе:
об отношениях, регулируемых законодательством о защите прав потребителей;
о правах и обязанностях потребителей;
о правах и обязанностях продавцов (изготовителей, исполнителей, импортеров, уполномоченных организаций и уполномоченных предпринимателей, владельцев агрегаторов информации о товарах, услугах);
о необходимых действиях по реализации и защите прав потребителей в досудебном порядке;
о порядке составления и предъявления законных требований потребителей;
о сроках удовлетворения требований потребителей;
об ответственности за нарушение прав потребителей;
об органах, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей и контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) в отдельных сферах потребительского рынка;
практические рекомендации по составлению претензии, иных документов правового характера,
можно обратиться в Отдел развития предпринимательства администрации Белоярского района: 628162, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Белоярский, ул.Центральная,9 1 этаж
График работы:
понедельник: с 09-00 до 18-00 часов;
вторник – пятница: с 09-00 до 17-00 часов;
обеденный перерыв: с 13-00 до 14-00 часов;
суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни - выходные дни.  Телефон: 8(34670) 41-462    e-mail: GolubkovaEV@admbel.ru


Ответственные за ведение данного раздела: Отдел развития предпринимательства и потребительского рынка