Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Официальный сайт

органов местного самоуправления

Защита прав потребителей

  • Информация для потребителей
  • Обратиться с жалобой

Как вернуть деньги при отказе от навязанной банком страховки?

1.

Схемы навязывания страховки банком Банки используют несколько распространённых способов, чтобы навязать страховку заёмщику. Первая схема связана с кредитным договором. В нём прописывается обязательность приобретения страховки. С развитием судебной практики по схожим делам такая уловка применяется реже, ведь суды признают незаконность подобных пунктов в договорах. Следующий способ навязывания страховки подразумевает непосредственное участие работников банка. Например, консультант уверяет клиента, что от страховки можно отказаться в любой момент, написав соответствующее заявление после внесения первого платежа по кредиту. Заёмщик вводится в заблуждение, а доказать незаконность действий банка становится сложнее. Иногда сотрудники могут утверждать, что без оформления страховки получение кредита не будет одобрено. В принципе, банки не должны обосновывать свой отказ в кредите, поэтому доказательство неправомерности их деяний труднодоказуемо. Третья схема — подключение к программе коллективного страхования. Это означает, что договор страхования не заключается, а всё выглядит так, будто клиент подключился к договору предыдущего заёмщика, ранее заключившего договор. В этом договоре, якобы, и прописаны все условия страховки, поэтому новый договор не требуется. В такой ситуации новый заёмщик не считается страховщиком, а потому не может реализовывать свои права, предусмотренные законом. Последней уловкой банков является включение в заявку на кредит условия на страхование. Это возможно, если кредитный договор заключается дистанционно. Например, при покупке автомобиля работник автомагазина направляет документы для предоставления кредита в банк от имени клиента. В отправленной заявке кроме суммы на оплату покупки значится дополнительная сумма страховки. Выходит, что не банк предложил заёмщику услугу, а последний сам попросил предоставить её. Каждый год данные схемы видоизменяются и подстраиваются под современные реалии, законодательство и практику судов.

2. Алгоритм действий для возврата страховой премии Чтобы исключить возможность попадания в такую непростую ситуацию, необходимо серьёзно подойти к выбору кредитной организации и знакомству с документацией. Итак, под возвратом страховки понимаются возврат страховой премии на счёт клиента банка и изменение условий договора кредитования, в котором сумма кредита уменьшается из-за вычета суммы страховых отчислений, а проценты пересчитываются. Для начала можно подать заявление в банк об отказе от договора страхования в течение 14 дней со дня его заключения. Лучше направить заявление по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Если понадобится, это поможет доказать факт обращения клиента в организацию в суде. В данном случае не важно, была ли уже оплачена страховая премия, главное, чтобы не наступил страховой случай. Договор будет считаться расторгнутым как только банк получит заявление клиента об отказе от него. Страховщик будет обязан вернуть премию заявителю. Однако, если на момент подачи заявления установленный в договоре срок действия страховки начался, то компания вправе удержать часть страховой премии, соответствующую прошедшему времени. Если из содержания документов можно установить, что страховка была навязана, то можно отказаться от неё. Это влечёт недействительность пунктов договора, которые ущемляют права потребителя. Можно подать заявление об отказе от навязанной банком страховки. В случае, когда при заключении договора кредитования банк навязывает страхование, а требования клиента об изменении пунктов договора остаются без рассмотрения, надо направить в кредитную организацию заявление с предложением об изменении определённых условий договора. Если банк не ответил согласием на претензию или просто проигнорировал, то по прошествии 30 дней со дня отправки заявления можно обращаться в суд общей юрисдикции. Исковое заявление подаётся по адресу места жительства, заключения договора или же пребывания истца, месту нахождения организации-ответчика или её филиала, если требования вытекают из конкретно его деятельности. Данный выбор принадлежит истцу. В заявлении можно попросить признания договора недействительным, исключения из суммы кредита стоимости страховки, перерасчёта самого кредита с учётом сделанных платежей и выплаты морального вреда. Стоит обратить внимание на то, что при подаче исков на нарушение прав потребителей госпошлина уплате не подлежит. Если истец не будет согласен с решением суда, у него будет ещё месяц после публикации полного текста решения, в течение которого можно обратиться в вышестоящий суд с апелляционной жалобой.

3. Пример из судебной практики Проиллюстрируем теорию на примере реального судебного разбирательства. Между гражданином Петровым и кредитной организацией был заключён кредитный договор, в стоимость которого входило страхование жизни. О страховке Петров не был предупреждён, а сам заявитель не планировал страховаться. На заявление в банк о расторжении договора страхования был получен отказ. Финансовая организация мотивировала свой отказ тем, что договор заключается на добровольных основаниях, а все значимые условия соглашения указаны в полисе, и что сам договор страхования никак не зависит от кредитного, а клиент на него согласился и подписал. Более того, банк утверждал, что при отказе от страхового договора премия возвращена не будет. Затем потребитель отправил в банк требование об изменении условий договора, но тот ответил отказом. Петров обратился с жалобой в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора). Служба рассмотрела обращение и привлекла банк к административной ответственности за включение в договор о кредите условия о выплате в пользу страховой фирмы премии за счет предоставляемых по кредитному договору средств. Банк уплатил административный штраф в размере 10 тысяч рублей. Потом заёмщик обратился в районный суд с иском, в котором просил исключения неправомерного условия из договора, изменения суммы кредита и ежемесячных платежей, исключив из них сумму страховой премии и выплаты возмещения морального вреда. Требования были частично удовлетворены решением суда. Банк пересчитал кредит и выплатил компенсацию морального вреда истцу.


Возврат к списку

Защита прав потребителей — это комплекс мер, реализуемых администрацией Белоярского района, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.


CПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе:
об отношениях, регулируемых законодательством о защите прав потребителей;
о правах и обязанностях потребителей;
о правах и обязанностях продавцов (изготовителей, исполнителей, импортеров, уполномоченных организаций и уполномоченных предпринимателей, владельцев агрегаторов информации о товарах, услугах);
о необходимых действиях по реализации и защите прав потребителей в досудебном порядке;
о порядке составления и предъявления законных требований потребителей;
о сроках удовлетворения требований потребителей;
об ответственности за нарушение прав потребителей;
об органах, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей и контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) в отдельных сферах потребительского рынка;
практические рекомендации по составлению претензии, иных документов правового характера,
можно обратиться в Отдел развития предпринимательства администрации Белоярского района: 628162, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Белоярский, ул.Центральная,9 1 этаж
График работы:
понедельник: с 09-00 до 18-00 часов;
вторник – пятница: с 09-00 до 17-00 часов;
обеденный перерыв: с 13-00 до 14-00 часов;
суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни - выходные дни.  Телефон: 8(34670) 41-462    e-mail: GolubkovaEV@admbel.ru


Ответственные за ведение данного раздела: Отдел развития предпринимательства и потребительского рынка