Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Официальный сайт

органов местного самоуправления

Защита прав потребителей

  • Информация для потребителей
  • Обратиться с жалобой

Недобросовестные продавцы и исполнители услуг возместят убытки потребителей

В погоне за прибылью недобросовестные продавцы пытаются продать побольше и взять на себя минимум ответственности. Нередко с потребителем заключается договор, условия которого ущемляют его права. Суды признают такие условия недействительными, но продавцы продолжают их включать в договоры. В юриспруденции это называется эффективным нарушением права. То есть продавцу выгодно и дальше нарушать права клиентов, несмотря на то что суды выносят решения в пользу потребителей. С 1 сентября 2022 г. у потребителей появится больше возможностей для защиты своих прав. А все потому, что начнет действовать новая редакция ст. 16 Закона о защите прав потребителей.

Под потребителем мы будем понимать гражданина, который приобрел товары, работы или услуги для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Так вот, потребитель вправе требовать возмещения своих убытков в случае включения в договор условий, ущемляющих его права. В обновленной ст. 16 Закона о защите прав потребителей будет дан перечень таких условий. Требование потребителя должно быть удовлетворено в течение 10 дней.

Причем потребовать возмещения убытков потребитель сможет не только от продавца, изготовителя товара, исполнителя работ или услуг, но и от импортера или владельца агрегатора. Поясним: импортером является организация, которая ввезла на территорию России товар (автомобиль, бытовую технику и т.д.). Причем импортер будет отвечать перед потребителем за качество товара, даже если потребитель купил его на вторичном рынке, т.е. не у импортера. А агрегаторами являются сайты, которые размещают на своих интернет-страницах информацию о товарах различных производителей и продавцов. Например, агрегаторами считаются «Яндекс.Маркет», Ozon, AliExpress, Wildberries и пр.

Теперь повнимательнее рассмотрим эти уловки недобросовестных продавцов (будем говорить о продавцах, но подразумевать также исполнителей работ и услуг – для краткости).

1. «Товар есть, но не продам». «Кредит дам, но условия обслуживания изменю, когда захочу».

Продавец не вправе отказаться от договора с потребителем по своему усмотрению и без его согласия изменить условия договора. Исключением являются разве что случаи, прямо указанные в законе.

Боулинг-клуб разместил в своем помещении информацию о том, что любому лицу может отказать в посещении без объяснения причин. Однако закон не допускает произвольный отказ потребителю в предоставлении товара, если у предпринимателя есть возможность его продать. То же касается выполнения работ и оказания услуг (решение Арбитражного суда Московской области от 4 марта 2019 г. по делу № А41-892/2019).

«Восточный экспресс банк» включил в кредитный договор пункт, согласно которому он вправе изменить тарифы без согласия потребителя. Суд подчеркнул, что одностороннее изменение кредитного договора недопустимо без письменного согласия потребителя. При этом суд указал, что в случае неисполнения обязанностей по страхованию банк все же вправе увеличить процентную ставку по кредиту на 6% (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2017 г. по делу № А63-3286/2016).

2. «С вас 1000 рублей за товар и 100 рублей за услугу, которая оплачивается дополнительно».

Потребителю нельзя навязывать дополнительные платные работы и услуги. Их предоставление возможно лишь с его письменного согласия (или с согласия в иной форме, если это предусмотрено законом). Потребитель вправе отказаться от оплаты навязываемых ему работ и услуг. Если же они уже оплачены, потребитель может потребовать возврата денег.

Почта России без согласия потребителей взимала по 10 руб. за дополнительную услугу по наклеиванию марок, а потому была привлечена к административной ответственности (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2020 г. № Ф08-13062/2019 по делу № А53-27408/2019).

3. «Хочешь кредит – купи страховку».

Закон запрещает обусловливать приобретение одних товаров, работ и услуг обязательным приобретением иных товаров, работ и услуг. Это значит, что потребителя нельзя ставить в условия, когда он может купить товар, только если приобретет другой товар. То же касается работ и услуг. Исключением являются случаи, прямо предусмотренные законом.

Это правило регулярно игнорируют банки, когда навязывают своим клиентам страховки. Так, банк соглашался предоставить кредит потребителю лишь при условии его личного страхования. Суд указал, что это ущемляет права потребителя (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2020 г. № 09АП-18286/2020 по делу № А40-329351/2019 и др.).

При этом, например, Закон об ипотеке устанавливает обязанность заемщика застраховать имущество. Иные риски он вправе застраховать, но делать это не обязан.


Возврат к списку

Защита прав потребителей — это комплекс мер, реализуемых администрацией Белоярского района, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.


CПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе:
об отношениях, регулируемых законодательством о защите прав потребителей;
о правах и обязанностях потребителей;
о правах и обязанностях продавцов (изготовителей, исполнителей, импортеров, уполномоченных организаций и уполномоченных предпринимателей, владельцев агрегаторов информации о товарах, услугах);
о необходимых действиях по реализации и защите прав потребителей в досудебном порядке;
о порядке составления и предъявления законных требований потребителей;
о сроках удовлетворения требований потребителей;
об ответственности за нарушение прав потребителей;
об органах, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей и контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) в отдельных сферах потребительского рынка;
практические рекомендации по составлению претензии, иных документов правового характера,
можно обратиться в Отдел развития предпринимательства администрации Белоярского района: 628162, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Белоярский, ул.Центральная,9 1 этаж
График работы:
понедельник: с 09-00 до 18-00 часов;
вторник – пятница: с 09-00 до 17-00 часов;
обеденный перерыв: с 13-00 до 14-00 часов;
суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни - выходные дни.  Телефон: 8(34670) 41-462    e-mail: GolubkovaEV@admbel.ru


Ответственные за ведение данного раздела: Отдел развития предпринимательства и потребительского рынка